Лавров Петр Лаврович


Лавров Петр Лаврович
(18231900) - видный русский философ, теоретик революционного народничества. Родился в семье псковского помещика. В 1842 г. окончил Петербургское артиллерийское училище. Основные труды: «Гегелизм» (1858), «Практическая философия Гегеля» (1859), «Что такое антропология» (1860), «Очерки вопросов практической философии» (1859), «Три беседы о современном значении философии» (1860). Свою философию Лавров сам определяет как «антропологическую точку зрения».

Для Лаврова антропологизм его философии состоял в том, что он рассматривал человеческую личность в единстве ее материальных и духовных начал. Лаврова расценивают как русского позитивиста. Действительно, он многое принимал из позитивизма Конта, Спенсера и других, но в то же время по-своему стремился истолковать позитивизм, критикуя последний за его уход от решений практических вопросов жизни.

Лавров пытался создать свою систему философии, которая у него состоит из трехчастей: философия в знании (философия природы), философия в творчестве (философия духа), философия в жизни (философия истории). Философия в знании основывается на эмпирической действительности, она занимается группировкой отдельных конкретных фактов и открытием связей и повторяемости в природе. Философия в творчестве имеет дело с творческой фантазией и воплощением понятия мира в образе. Третью ступень образует философия в жизни, занимающаяся разработкой высших нравственных идеалов, которые должны бьпъ претворены в жизнь, в практику. «Философия в знании, - писал Лавров, - есть построение всех сведений в стройную систему, понимание всего сущего как единого, единство в понимании. Философия в творчестве есть внесение понимания мира и жизни в творческую деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и формы. Философия в жизни есть осмысление ежедневной деятельности, внесение понимания всего сущего как единого в нашу деятельность, воплощение понятого единства всего сущего в практический идеал, единство мысли и действия» [Философия и социология. М., 1965. Т. 1. С. 571].

Этой своей концепцией Лавров стремился создать новую философию, являющуюся синтезом познания, творчества и деятельности. В этом случае она выступала бы связующим звеном между теорией и практической жизнью.

В «Исторических письмах» Лавров излагает свои взгляды на такие важнейшие понятия, как история, прогресс, цивилизация, государство, национальность и др. Он подчеркивает принципиальное различие, которое существует между природой и обществом. Для него в природе господствует закономерность явлений, которые обладают повторяемостью. В истории, в обществе существует развитие, прогресс, оценку которого дает лишь историк, он определяет направленность развития в обществе. Лавров писал: «Сознательно или бессознательно, человек прилагает ко всей истории человечества ту нравственную выработку, которой он сам достиг». Все судят об истории субъективно, по своему взгляду на нравственные идеалы, да иначе и судить не могут» [Там же. Т. 2. С. 42-43].

Лишь «нравственный идеал истории есть единственный светоч, способный придать перспективу истории в ее целом и в ее частностях» [Там же. С. 292]. Поэтому, согласно Лаврову, прогресс в истории зависит от возрастания сознательного, рационального фактора в жизни общества, а это в свою очередь зависит от «развития личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощении в общественных формах истины и справедливости» [Там же. С. 54]. Лишь «мысль есть единственный деятель, сообщающий человеческое достоинство общественной культуре» [С. 109]. Но так как «мысль реальна лишь в личности» [С. 110], то главной движущей силой истории выступают критически мыслящие личности.

После побега из ссылки в Петербург, а затем выезда за границу, Лавров стал издавать журнал и газету «Вперед», на страницах которых излагал свои взгляды на общественное развитие. Он описал особый тип русского революционного народничества, основным требованием которого было требование тщательной подготовки революции. Выступал против как анархистского (Бакунин), так и заговорщического (Ткачев) направлений в народничестве. Полагал, что не следует торопить революцию и вызывать ее искусственно. Стремление совершить революцию искусственно, по его мнению, не может быть оправданным в глазах того, кто знает, как тяжело ложатся всякие общественные потрясения именно на самое бедное большинство, которое приносит при этом значительные жертвы.

Лавров выступал против заговорщического подхода к революции и считал устарелым мнение, что народу могут быть навязаны революционные идеи, выработанные небольшою группой более развитого меньшинства, что социалисты-революционеры, свергнув удачным порывом центральное правительство, могут стать на его место и ввести законодательным путем новый строй, облагодетельствовав неподготовленные массы. Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти. Будущий строй русского общества должен воплотить в дело потребности большинства, им самим сознанные и понятые.

Лавров исходил из положения, что революционные действия людей должны иметь в своей основе этические принципы. Он писал, что люди, утверждающие, что цель оправдывает средства, должны бы всегда сознавать ограничение своего правила весьма простым трюизмом: кроме тех средств, которые подрывают саму цель.


Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос. . 1999.

Смотреть что такое "Лавров Петр Лаврович" в других словарях:

  • Лавров, Петр Лаврович — философ позитивистического направления, русский эмигрант. Род. в 1823 г.; окончил курс в артиллерийском училище; был преподавателем математики, помощником редактора "Артиллерийского Журнала", в 1861 64 гг. редактором выходившего тогда… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лавров Петр Лаврович — (1823 1900), рус. философ, публицист, критик, идеолог народничества. В осмыслении личности и историч. значения Л. исходил из оценок В. Г. Белинского. В ноябре 1891 в собрании Об ва рус. студентов в Париже выступил с рефератом «Тогда и теперь. По… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ЛАВРОВ Петр Лаврович — (1823 1900) российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник освободительного движения 1860 х гг. В 1868 69 опубликовал Исторические письма , пользовавшиеся большой популярностью среди… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛАВРОВ Петр Лаврович — (1823 1900) философ, публицист, политический деятель. В 1837 1842 обучался в Петербургском артиллерийском училище; с 1846 проф. математики Петербургской военной академии; в 1858 произведен в полковники. В Вологодской губернии, куда Л. был сослан… …   Философская энциклопедия

  • Лавров Петр Лаврович — Лавров (Миртов) Петр Лаврович [2(14).6.1823, Мелехово, ныне Псковского района Псковской области, ≈ 25.1(6.2).1900, Париж], теоретик русского революционного народничества, философ, публицист, социолог. Родился в помещичьей семье. В 1842 окончил… …   Большая советская энциклопедия

  • Лавров Петр Лаврович — (1823 1900) один из вождей рев. народничества, математик и социолог, философ и поэт, публицист и лит. критик. Столбовой дворянин, сын псков. помещика. Окончил Петерб. артиллер. уч ще и дополнительно офицерский кл. при нем (1844). Позднее проф.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Лавров, Петр Лаврович — Пётр Лаврович Лавров (псевдоним Миртов; 2 (14) июня 1823, Мелехово, Псковская губ.  25 января (6 февраля) 1900, Париж)  русский социолог, философ, публицист. Один из идеологов народничества. Содержание 1 Биография 2 Философские вз …   Википедия

  • Лавров Петр Лаврович — Пётр Лаврович Лавров (псевдоним Миртов; 2 (14) июня 1823, Мелехово, Псковская губ.  25 января (6 февраля) 1900, Париж)  русский социолог, философ, публицист. Один из идеологов народничества. Содержание 1 Биография 2 Философские вз …   Википедия

  • ЛАВРОВ Петр Лаврович — (1823 1900), русский социолог, публицист, теоретик народничества. Родился 2 июня 1823 в с.Мелехово Псковской губернии. В 1842 окончил Михайловское артиллерийское училище. С 1842 профессор математики Петербургской военной академиии. В 1866 Лавров… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛАВРОВ Петр Лаврович — (2(14).06.1823, с. Мелехове Псковской губ. 25.01(6.02). 1900, Париж)    теоретик рус. народничества, чьи Исторические письма идейно вдохновили движение в народ , развернувшееся среди интеллигенции в 1870 х гг. Л., сын артиллерийского офицера в… …   Русская Философия. Энциклопедия